АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Рубис Людмила Андреевна
классный руководитель 10 класса
ГУО «Лясковичская средняя школа»
+375 29 3390087
Современный мир настолько разнообразен, изменчив и неопределён, что даже взрослому человеку нелегко адаптироваться в нём. Ещё сложнее приходится подросткам. Это и глобальные проблемы человечества (угроза экологической катастрофы, негативные последствия технического прогресса, обеспеченность человечества ресурсами и др.), и проблемы социализации взрослеющего человека (коммуникационные технологии, «размытая идентичность», профессиональное самоопределение и др.). [1, с.3]
Семья – это то место, где подросток взрослеет, начинает понимать, как устроен взрослый мир, учится нести ответственность, самоопределятся в профессиональном плане. Вырастая физически, в психологическом плане – это ещё не сформировавшийся маленький эгоист, который думает только о себе, своих потребностях, требует безоговорочной любви к своему «Я». И очень хорошо, если родители компетентны в вопросах взросления детей, имеют авторитет у них, адекватный уровень контроля и опеки, требований и запретов, способны мотивировать к достижению успеха в учёбе. А если семья не благополучна? Если не хватает родителям терпения, не нашлось нужных слов, знаний? И получаем мы подростка, который из-за возрастающих стрессовых ситуаций не имеет механизмов адаптации к ним и к их преодолению, не умеющего найти выход в банальной житейской ситуации.
Вследствие психоэмоционального напряжения подростки склонны демонстрировать различные формы саморазрушающего поведения – употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ [2]. Взрослому человеку, например, чтобы стать алкоголиком, нужно от двух до пяти лет, то подростку – от двух до шести месяцев.
В этом случае на помощь как подросткам, так и их родителям приходят педагоги психологи, педагоги социальные и классные руководители. Я, как классный руководитель, вижу свою работу в трёх направлениях: информирование об опасностях употребления психоактивных веществ в юном возрасте, обучение алгоритму отказа от предложения употребить ПАВ, поиск альтернативы приёма подростком психоактивных веществ. Очень важна и работа с родительской общественностью.
Для проведения первичной профилактической антинаркотической работы в арсенале любого классного руководителя имеются свои технологии, методы и приёмы. Любая технология хороша, если она даст толчок ребёнку к проведению самоанализа, желанию что-то изменить в себе, научится общаться с окружающими.
Создать негативное отношение к психоактивным веществам (наркотикам), состоянию наркотического опьянения, помогать осознанию илюзорности действия наркотиков, опасности привыкания помогают видеофильмы, созданные специалистами психологами. Например, «Как уберечь детей от наркотиков? "Дорога в пропасть". Фильм АТН https://www.youtube.com/watch?v=0M_5Hx456K0 , антинаркотический ролик БГУ https://www.youtube.com/watch?v=6uWSqAuJsiU&t=9s , антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков https://www.youtube.com/watch?v=b-09nVEAREk . Эти фильмы яркие, понятные, имеют определённое эмоциональное воздействие. Посмотрев фильм, подросток понимает и причины, и последствия приёма ПАВ для этих конкретных людей. Однако одного фильма мало. Нужно вслед за этой эмоцией вызвать ребят на диалог, проговорить вслух какие ещё причины могут быть, какие последствия зависимости могут случиться.
Здесь приходят на помощь игровые технологии. Игровые – не значит несерьёзные. Упражнения, разбор проблемных ситуаций, решение спорных вопросов, ролевые игры дадут возможность проявить как минимум интерес к мероприятиям антинаркотической направленности, осознанию последствий употребления наркотиков. В тоже время во время игр ребятам придётся взаимодействовать, преодолевать коммуникационные барьеры в общении, оценивать себя и других подростков, самоутверждаться как личности [3].
Например, игры «Правда или ложь», «Мифы и реальность», упражнения «Слепой и поводырь», «Незаконченное предложение», «Мышка и сыр», мозговой штурм «Почему люди курят?», «Причины и последствия употребления наркотиков», «Спорные утверждения», ролевая игра «Охмурение», онлайн-тесты по QRкоду. (Приложение 1)
Информации о вреде психоактивных веществ можно найти много. А в чём проявляется этот вред? Очень хорошо, если придёт медработник и расскажет, а то и покажет медицинские последствия приёма ПАВ. В ином случае на помощь приходят информационные листы, плакаты, статьи, а также статистика правонарушений и преступлений подростков, совершённых в наркотическом опьянении отдела внутренних дел.
В своей работе обязательно использую материалы ресурса «Молодёжь против наркотиков» https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysya-i-studencheskoy-molodyezhi/molodyezh-protiv-narkotikov/ , телеграм-каналов «Шпаргалка», «Антинаркотическая площадка «Быть свободным – здорово», «STOPнаркотик» Петриков, «Территория сотрудничества». На эти каналы прошу подписаться как учащихся моего класса, так и их родителей. И не просто подписаться, а с обратной связью. На информационных и классных часах мы обсуждаем вопросы, связанные с распространением психотропов, изучаем статьи КоАП и УК Республики Беларусь, размещённых на правовом портале. Слова «закладчик», «спортик», «трафаретчик» употребляются как синонимы незаконности, преступления и неизбежного наказания.
Когда обсудили вопросы о причинах употребления, медицинских, социальных и правовых последствиях употребления ПАВ, встаёт вопрос, а что делать, если вдруг предложит попробовать «друг». Ребятам нужно дать алгоритм отказа, если поступило предложение попробовать. Здесь обязательно провожу упражнение «Алгоритм Оптимального Отказа». (Приложение 2). Разбиваясь на пары, ребята пробуют с полной уверенностью в своих силах и желаниях сформировать отказ от «попробовать» закурить, понюхать, выпить, уколоться и таким образом это сделать, чтобы не обидеть друга или не спровоцировать конфликтную ситуацию. Это самое тяжёлое упражнение для подростков. Но если регулярно практиковаться, то уверенный, чёткий отказ от подобных предложений «друзей» заставит уважать подростка в их глазах и подняться своей самооценке. Для закрепления результатов отказа предлагаю ребятам решить различные ситуации как в парах, так и фронтально. Ребята ищут ответ, предлагают конкретные действия. Проигрывая различные жизненные ситуации, проговаривая их, у подростков формируется негативное отношение к употреблению психоактивных веществ как способу решить свои проблемы. (Приложение 3)
Если у подростка всё в порядке с самооценкой, успеваемостью, есть планы на будущее, есть любимое занятие и вокруг люди с одинаковыми интересами, то дальнейший этап не про них. Для остальных ребят нужно найти замену употребления ПАВ для ухода от временных проблем и трудностей подросткового возраста – хобби, интересное творческое дело, занятия спортом, чтение, рисование, волонтёрство, уход за домашними питомцами, подработка, оказание помощи старшим родственникам – полезная занятость. В решении этой проблемы значительная роль принадлежит семье. Невозможно достичь успеха в решении профилактики химической зависимости обучающихся без привлечения ресурса семьи. Выстраивание реальных партнёрских отношений в диаде «школа – семья» требует безотлагательных мер. Осознание субъектами воспитательного процесса ценности личности ребёнка, важности оказания ему помощи в сложных жизненных ситуациях позволит существенно повысить эффективность профилактических мероприятий не только в области зависимого поведения, но и в других видах подростковой девиантности. [1, с.284]
Не первый год в своей работе я использую материалы родительского университета и могу с уверенностью сказать, что его темы составляли специалисты, знающие своё дело. Родителям, даже самым умным и начитанным, как оказалось, была полезной информация родительского университета. С родителями мы обсуждали вопросы причин ухода подростков в наркотическое опьянение, последствия этого, искали выход, как избежать конфликтных ситуаций, чем полезным занять детей в свободное время (общие хозяйственные и семейные дела, разговоры по душам, совместные просмотр фильмов, прогулки, путешествия, занятия спортом), как поднять самооценку ребёнку. Родители должны понимать, что их пример, авторитет в глазах ребёнка, образ жизни дороже сотни слов, сказанных психологом, классным руководителем.
Список использованных источников
1. Хриптович, В.А. Как помочь подростку избежать проблем/ В.А. Хриптович. – Минск: Национальный институт образования, 2022. – 295с.
2. Методические рекомендации по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spc.roobrest.gov.by/files/00851/obj/110/38063/doc/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.pdf
3. Бондарева, Е.А. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выбираю жизнь» // Е.А.Бондарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/programma-ia-vybiraiu-zhizn-1.html
Приложение 1
Игра «Мифы и реальность»
МИФ 1: попробую – пробуют все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.
МИФ 2: существуют «безвредные» наркотики. Это не так. Все наркотики ядовиты для организма. Все наркотики вызывают привыкание.
МИФ 3: от очередного употребления наркотика можно всегда отказаться. Это не так. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.
МИФ 4: наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия. Это не так. Эйфория может длиться от 3-х до 5-ти минут. А остальные 1-3 часа нередко сопровождаются бредом, тревогой, головокружением и т.д.
МИФ 5: лучше бросать постепенно. Это не так. Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
МИФ 6: если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет. Это не так. Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: На мышечном уровне осознать проблемы зависимости.
Упражнение проводится в парах. В каждой паре учащихся выбирается «слепой» и «поводырь». Поводыри, вы ведете своего «слепого» партнера за собой. Глаза у них закрыты. Познакомьте его с окружающим миром.
Учащиеся в парах расходятся по комнате. Поводырь ведет слепого за руку или поддерживает сзади, знакомит его с предметами, людьми. Потом ролями меняются.
После завершения упражнения проводится рефлексия. Участники рассказывают,
- что они чувствовали в роли поводыря и слепого,
- было ли им удобно в этой роли,
- доверяли ли они своему партнеру,
- какие были ощущения, когда были зависимы от поводыря.
Мозговой штурм «Почему люди курят?»
- Ребята, поднимите руку, если вы знакомы с курящими людьми? Известно ли вашим знакомым, что курение вредно? Тогда почему эти люди курят, раз они знают, что курение вредно? А теперь давайте перечислим и запишем «причины курить» и «причины не курить». (доску делим на две половинки и по очереди записываем причины:
Причина не курить |
Причина курить |
1. мне не нравится курить 2. курение вредно для здоровья 3. я не хочу иметь вредные привычки 4. Это не приятно выглядит 5. Это слишком дорого 6. Всем показать, что я не курю. 7. Никто из моих друзей не курит 8. Мои родители не одобрят курение |
1. мне нравится курить 2. курение снимает раздражение 3. расслабляет 4. Это привычка 5. Курение помогает выглядеть старше 6. Все вокруг меня курят 7. Сбивает вес 8. Курение помогает отвлечься |
Обсуждается каждое из высказанных утверждений «причин курить». Чем можно заменить каждую «причину курить» в жизни, чтобы не курить. Должна победить «причина не курить». Вместе с детьми делаем вывод.
- Ребята, скажите, а почему подростки начинают курить? Перечисляются разные мнения: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью, отношение к алкоголю.
Зачитываются предложения под диктовку, во время паузы участники
должны их закончить:
-Когда я вижу пьяного, я чувствую…
-Алкоголик – это…
-Человек с алкогольными проблемами – это…
-Общаясь с алкоголиками, мне труднее всего бывает…
-Когда я наблюдаю поведение алкоголика, я понимаю…
-Когда я замечаю, что мне трудно отказаться от приема алкоголя, я сознаю, что…
-Главным признаком алкогольной зависимости, как мне кажется, является…
Затем участники в парах зачитывают свои предложения. Следует
отметить как самые типичные, так и отличные варианты ответов.
Упражнение «Спорные утверждения».
Цель: это упражнение, кроме информирования дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждой из которых написано: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «не знаю, не уверен».
Подготовленные листы с утверждениями прикрепить по четырем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений. После того, как утверждение произнесется, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно это утверждение. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.
Спорные утверждения:
1. Наркомания – это преступление.
2. Легкие наркотики безвредны.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания – это болезнь.
5. У многих молодых людей возникают проблемы из – за наркотиков.
6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
7. Наркомания излечима.
8. Многие подростки начинают употреблять наркотики за компанию.
9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
10. зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
12. Наркоман может умереть от передозировки.
13. Наркомания неизлечима.
14. Наркоманы – это не люди.
15. Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.
Обсуждение:
1. Какие чувства возникали у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
2. Легко ли было высказывать свою точку зрения перед участниками?
3. Легко ли было изменить свою точку зрения?
Упражнение «Мозговой штурм».
«Причины и последствия употребления наркотиков»
ПРИЧИНЫ |
ПОСДЕДСТВИЯ |
1. За компанию 2. Модно 3. Назло родителям 4. Чтобы испытать новые ощущения |
1. Смерть от передозировки 2. Потеря уважения окружающих 3. Гепатиты и СПИД 4. Конфликты с родителями |
ВЫВОД: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет, тот кто выбирает наркотики, выбирает и последствия.
Игра «Мышка и сыр».
Цель игры: показать детям, что есть вещества, которые предлагают попробовать бесплатно (чтобы испытать на себе их действие), но если человек попробует, то за это ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры:
В кругу лежит кусочек сыра, за кругом – мышка. Мышка видит сыр, ей хочется его съесть, но она не знает, как ей это сделать, мышка видит дверцу, желание съесть сыр позволяет мышке преодолеть страх перед неизвестностью, войти в мышеловку и схватить сыр, но дверь мышеловки захлопывается (Дети встают вкруг и беруться за руки, Мышка плачет, т.к. выйти не может.
Вывод: Мышка за бесплатный сыр расплачивается свободой. То же самое происходит, когда торговцы предлагают попробовать наркотик.
Русская поговорка: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
Ролевая игра «Охмурение».
Цель: Выработка навыков критического мышления.
Учащимся не говорится о том, что это игра. Все действия совершаются всерьез. «Ребята, я хочу сегодня сделать вам подарок. Слышал ли кто - нибудь из вас о том, что тибетские ламы используют специальные символы для того, чтобы приобрести какой - нибудь навык за короткий срок?
Я знаю три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят выработать за одну неделю следующие навыки:
- Говорить по - английски
- Грамотно писать
- Играть на гитаре
Но этот подарок может быть сделан только семи учащимся класса (таков ритуал).
Первые семь, кто выйдет сейчас за дверь, счастливчики. Я вас приглашу через минуту. После того, как дверь закроется, оставшимся сообщается, что сейчас будет продемонстрировано, как легко современного молодого человека завербовать в наркоманы.
(Психолог просит оставшихся учащихся подъиграть ему и показать, что они завидуют тем, кто через минуту получит символ.
Семерка приглашается в аудиторию. Они выстраиваются в линию « англичане», «гитаристы», «грамотеи».
«Символ, который я сейчас нарисую у вас на руке, позволит вам за неделю, ничего не делая получить навык, соответствующий символу. Но его нельзя стирать, мыть, он сойдет самостоятельно».
Подростки по одному подходят и у них на руке рисуется знак.
«англичане» - ABC
«гитаристы» - (скрипичный ключ)
«грамотеи» - АБВ
«Этот символ никому не показывайте, надитесь на места».
Некоторые уже по дороге на место начинают догадываться, что над ними подшутили.
«Ребята, скажите пожалуйста, где вы видели, чтобы без старания, без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему – то научиться?
Что же сейчас произошло? Вы, не задумываясь над нереальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделала вам укол.
Вы только подумайте, что предложение могло быть не про навык. Вам могли предложить сделать пару затяжек, чтобы поднять настроение, забыть о проблемах, стать веселым и раскованным. И вы могли, так же не задумываясь, протянуть руку. Подумайте над этим.
В жизни ничего не бывает просто так. За все так или иначе приходится платить. В некотором смысле, как бы вы сейчас на меня не обижались, но вы получили прививку против наркомании. Когда вам предложат расслабиться, сделать укол, таблетки или еще что – то, и скажут, что никаких последствий не будет, вы вспомните нашу сегодняшнюю игру и, возможно, задумаетесь – а так ли это?
Приложение 2
Упражнение «Алгоритм Оптимального Отказа»
Схема: Я-сообщение + отказ + аргумент+ встречное предложение.
Например: друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Вариант оптимального отказа: «Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдём лучше завтра в кино». Отработай навык отказа на следующих ситуациях:
во дворе предлагают: выпить банку пива; покурить сигарету; попробовать «лёгкую травку»; приглашают поехать с компанией за город с ночёвкой; предлагают «срубить денег влёгкую».
Приложение 3
Задание 1 из Квеста
1. Как сберечь человеческое в человеке? Как спасти детей? Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. А профилактика наркомании – главная составляющая индивидуальной системы здорового образа жизни.
Дорогой друг, как ты думаешь, почему именно подростки наиболее подвержены наркомании? Наиболее часто встречающиеся причины употребления наркотиков представлены в таблице.
Мы предлагаем тебе подумать и написать не менее 10 способов, практических дел, занятий как альтернативу приёму психотропов.
Причина принимать наркотики |
Моя альтернатива |
Сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять правила и нормы. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом. |
|
Ошибочное мнение, что даже если я попробую наркотики, я не стану наркоманом. От одного раза ничего не будет. В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент. |
|
Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий! |
|
Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают. |
|
Безделье, скука, неумение организовать досуг, желание быть в центре внимания. |
Ситуация 1.
В дверь позвонили, Инга открыла – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:
– Слушай, Инга, давай покурим.
– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.
– Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?
– Нет, – растерялась Инга.
– Слушай, такой кайф и не опасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.
Ситуация 2.
Совершенно неожиданно Лена, девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Диме, пригласила его на свой день рождения. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, пускали фейерверки, наконец сели за стол. В этот момент один из подростков достал из пакета большую красивую бутылку и сказал: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились.
Ситуация 3.
После соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Кто-то предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», – услышали они вслед.
Ситуация 4.
У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он «катится» в пропасть. Я очень хочу ему помочь. ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ.
Ситуация 5.
Я была на вечеринке в незнакомой компании и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?» Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Ситуация 6.
Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев «балуется» спайсом и это ей нравится. Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?