Проблема утилизации бытового мусора в агрогородке Лясковичи
ВВЕДЕНИЕ
В природе то, что является отходами для одного организма, может служить пищей или иным полезным материалом для другого. Птицы используют сухие ветки и опавшие листья для строительства гнёзд. Микроорганизмы и черви перерабатывают отмершие растения и погибших животных в вещество, из которого получают питание растения. Некоторые отходы, попадая в водоёмы, служат пищей для водных организмов.
Но нашу современную жизнь нельзя представить без использования химических веществ. Ежегодно в мире производится около 400 млн.т. химических веществ. Это лекарства, косметика, минеральные удобрения, кислоты, нефтепродукты, мыло, СМС, ядохимикаты, пластмассы, лаки, краски. Большинство из них не перерабатывается природой, поскольку являются «чужими» в экосистемах. Для синтетических веществ не существует редуцентов, поэтому они накапливаются, тем самым отравляя окружающую среду. [2]
И нам очень не хотелось бы однажды посмотреть в окно и увидеть Килиманджаро из мусора. Не сегодня же придумали собирать макулатуру, металлолом, стеклобой как вторичное сырьё. И раньше собирали. Но мусора становится всё больше и он всё токсичнее. Мы подумали, что, возможно, изменился состав бытовых отходов и нельзя всё переработать.
Поэтому целью нашей работы является изучение состава бытового мусора и способы его утилизации в нашем агрогородке.
Задачи: изучить состав домашнего бытового мусора;
изучить способы утилизации отходов в агрогородке;
найти способы уменьшения количества твёрдых бытовых отходов.
Объект и методы проведения исследований
Объект исследования – твёрдые бытовые отходы и способы утилизации в агрогородке.
Методы: наблюдение, измерение. В течение 10 дней изучали содержимое домашних мусорных корзин на предмет материалов, годных для переработки и состав отходов, подлежащих к захоронению. Весь мусор сортировался и взвешивался.
Результаты
Мы исследовали все учреждения на территории агрогородка на наличие контейнеров по сбору твёрдых бытовых отходов и для раздельного сбора вторичного сырья. (Таблица 1)
Таблица 1
Наличие контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО) и раздельный сбор ТБО на территории агрогородка Лясковичи
Учреждения агрогородка Лясковичи |
Мусор-ные урны |
Раздельный сбор ТБО |
Общий сбор ТБО |
Контей-нер для батареек |
Древесные отходы |
|||
Бумага |
Пластик |
Стекло |
металл |
|||||
Школа |
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
д/сад |
7 |
+ |
||||||
НП «Припятский» |
6 |
+ |
+ |
|||||
Уч.больница |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
с/совет и ЦД и К |
9 |
+ |
+ |
|||||
АЗС |
1 |
+ |
+ |
+ |
||||
Музей Природы |
12 |
+ |
+ |
+ |
||||
Офис ЭЛОХ Лясковичи |
2 |
+ |
+ |
+ |
||||
ДПК Лясковичи |
9 |
+ |
+ |
|||||
Магазин райпо |
1 |
+ |
+ |
|||||
Магазин «Крама» |
1 |
+ |
+ |
+ |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в агрогородке Лясковичи на вторичное сырьё можно сдать макулатуру, металлолом, пластик категорий «1», «2», «4», «5», стекло. Во всём агрогородке не обнаружили контейнер для использованных батареек. Следовательно, все использованные батарейки будут вывезены на полигон с общим мусором. В одном только магазине за три месяца было реализовано 160 пальчиковых батареек. Учитывая, что одна батарейка загрязняет 20м<sup>2 </sup> земли, то загрязнению подвергнется 3200 м<sup>2 </sup> земли.
В своих домах мы подсчитали предметы, состоящие из пластика с разными категориями (Приложение 1). Безопасными видами пластика категорий «2» и «5» оказались только 11 предметов (44%). Пригодными для вторичной переработки – 18 предметов (около 72%) , а 28% - уйдут в мусорное ведро.
Также исследовали свои портфели на наличие пластмассовых предметов. Оказалось, что ни один ученический пластиковый предмет не имеет маркировки повторной переработки. (Приложение 2)
В течение 10 дней мы изучали домашние мусорные корзины на предмет материалов, годных для переработки и состав отходов, подлежащих к захоронению.
Семья из трёх человек в среднем собрала всего 1999г твёрдых бытовых отходов. Из них чистой бумаги для макулатуры (газеты) 112г,
Металла (алюминиевые банки) 30г,
Стекло (бутылки) 1480г,
Весь пластик 212г, из них годных на переработку 109г ( Таблица 2)
Таблица 2
Твёрдые бытовые отходы одной семьи за 10 дней ( в среднем )
ТБО |
Масса, г |
% от всего мусора |
Бумага чистая для макулатуры (газеты) |
112 |
5,6 |
Металл (алюм.банки) |
30 |
1,5 |
Стекло (бутылки) |
1480 |
74 |
Пластик весь |
212 |
10,6 |
Из всего пластика, годного для переработки категорий «1», «2», «4», «5» |
109 |
51,4% от всего пластика |
Батарейки |
- |
|
Лампы энергосберегающие |
- |
|
ТБО не подлежащие для переработки, кроме пластика |
165 |
8,2 |
Весь мусор |
1999 |
100 |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что на вторичное сырьё уйдёт бумага, металл, стекло, и половина пластика. Остаётся в мусорной корзине 268г ТБО, из которых 103г пластика (пакеты из-под круп, хлеба, макарон, баночки и бутылочки из-под йогурта, баночки из-под сметаны, упаковки из-под майонеза, чипсов, кофе, зубные щётки, тюбики из-под пасты, крема), который не перерабатывается в стране и будет загрязнять токсическими веществами окружающую среду. За год семья выбросит 3кг759г пластика. Учитывая, что в агрогородке около 600 семей, то за год - почти 2255кг токсических отходов попадут в окружающую среду.
Выход один – уменьшать количество пластмасс в нашей жизни.
Способы уменьшения воздействия пластика на нашу среду обитания
В настоящее время пластик – неотъемлемая часть нашей жизни, и быстро в доме от него избавиться не получится. Но можно попробовать свести к минимуму вредное воздействие пластика на наше здоровье.
Для этого:
1. Для хранения продуктов, заморозки используйте только пластики категорий «2» (НДРЕ) и «5» (РР).
2. Не используйте повторно ПЭТ-бутылки и не разогревайте еду в микроволновой печи в пищевых лотках, в которых вы её купили (если на упаковке не указано, что они подходят для этой цели).
3. Не используйте пластиковые ёмкости категории «7» в микроволновках, не вливайте в них горячие жидкости, не мойте в посудомоечных машинах.
4. Если на упаковке отсутствует маркировка пластика – такой продукт не покупайте.
5. Не покупайте напитки в ПЭТ-бутылках, стоявшие на солнце, покупайте напитки в стеклянной таре.
6. Ходите в магазины с текстильными сумками, не покупая каждый раз пластиковый пакет.
7. Не используйте одноразовую пластиковую посуду, дома и на отдыхе используйте металлическую или керамическую посуду.
8. Школьникам следует покупать пластмассовые предметы с маркировкой безопасного пластика «2» (НДРЕ) и «5» (РР), бережно с ними обращаться, не рисовать на обложках, чтобы передать эти предметы нуждающимся ученикам.
Помните! Температура, солнце, жирные продукты, агрессивные моющие средства ускоряют выброс токсичных веществ из пластиковых предметов в нашу среду обитания.
Выводы
1. В агрогородке Лясковичи имеются контейнеры для сортировки твёрдых бытовых отходов и на вторичное сырьё можно сдать макулатуру, металлолом, пластик категорий «1», «2», «4», «5», стекло. Во всём агрогородке не обнаружили контейнер для использованных батареек.
2. Половина отходов, не подлежащих повторной переработке и утилизирующихся на мусорных полигонах, приходится на пластик.
3. Для уменьшения воздействия токсичных пластмасс на нашу среду обитания следует уменьшать количество пластика в быту.
На основании проведённых исследований рекомендуем осуществить следующие мероприятия:
1. На родительских собраниях, классных часах, воспитательных мероприятиях пропагандировать раздельный сбор мусора.
2. При покупке пластмассовых изделий внимательно изучать маркировку пластика. Свести к минимуму количество пластмассовых предметов в домашнем хозяйстве.
3. Организовать акцию «Сделаем Землю чище» по сбору использованных батареек в школе, с последующим вывозом опасного отхода в ближайший контейнер для использованных батареек.
ВИДЕОРИЛИК от ГУО "Лясковичская средняя школа"